Роль робототехники в начальной школе

Изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

В связи со стремительным темпом развития информационных технологий сегодняшним школьникам в будущем предстоит работать по профессиям, которых еще нет, и решать задачи, о которых сегодня можно только догадываться.

В ФГОС начального образования большая роль отведена системе внеурочной деятельности, направленной, в том числе, и на развитие интеллекта учеников. С этой целью в МБОУ гимназии № 25 города Ставрополя с сентября 2012 года учащимся начальных классов предложен курс «Робототехника», включающий в себя элементы таких дисциплин как электроника, механика и программирование. Кроме этого, данный курс способствует:С целью развития инженерно-технических знаний у учащихся, появилась необходимо уже в начальной школе знакомить их с процессами, которые происходят в отдельно взятых автоматизированных технических устройствах, чтобы заинтересовать ребят новой ролью – ролью разработчика своего устройства.

  • получению младшими школьниками навыков конструирования и эксплуатации автоматизированных технических устройств;

  • развитию умения у учащихся классифицировать задачи по типам с последующим решением и выбором определенного технического устройства;

  • формулированию понимания сущности технологического подхода к реализации творческой деятельности,

  • ориентированию в мире современной техники.

Для организации занятий с детьми был использован комплект конструкторов Lego ROBO LT Beginner Lab. Занятия проходили в компьютерном классе гимназии в небольших группах таким образом, что каждый ученик имел возможность индивидуально работать с конструктором, собирая предложенную учителем модель и самостоятельно программируя её.

Конструкторы fischertechnik часто используются для демонстрации принципов работы механизмов и машин в средних, специальных и высших учебных заведениях, а также для моделирования производственных процессов и презентационных целей.

Основным элементом конструктора является блок с пазами и выступом типа «ласточкин хвост». Такая форма дает возможность соединять элементы практически в любых комбинациях.

Также в комплекты конструкторов входят программируемые контроллеры, двигатели, различные датчики и блоки питания, что позволяет приводить механические конструкции в движение, создавать роботов и программировать их с помощью компьютера.

За время обучения с помощью Lego ROBO LT Beginner Lab ребята собрали следующее модели: «Карусель», «Автомобильные дворники», «Стиральную машину», «Раздвижную дверь» и другие.

Конструктор позволяет развить следующие навыки у учащихся:

  1. Развитие мелкой моторики
    Любое конструирование предполагает разнообразные манипуляции руками. Все это требует активной работы рук. Развитие же мелкой моторики напрямую связано с развитием мышления;
  2. Развитие мышления
    Собирание из частей целого требует сложной мыслительной деятельности. Чтобы получилось логически правильно законченное произведение, нужно хорошенько подумать. При конструировании активизируется логическое и образное мышление;
  3. Развитие внимания
    Только при внимательном изучении инструкции можно правильно собрать модель. Порой даже незначительное отклонение от задачи может испортить весь замысел. Нередко ребенку приходится переделывать, исправлять, корректировать уже собранное сооружение;
  4. Развитие воображения
    Из деталей Lego ROBO LT Beginner Lab можно собрать свое неповторимое творение. Придумывать что-то новое из блоков с пазами – это так интересно;
  5. Развитие познавательного интереса
    Пожалуй, одно из важных предназначений конструктора. Ведь умение из частей собирать целое непременно пригодится в будущем, например, при ремонте автомобиля. Детский конструктор благодаря своей цветовой привлекательности, разнообразию форм и размеров позволяет в игровой форме познавать окружающую действительность. Готовый результат приносит удовлетворение и желание создавать все более сложные модели окружающего мира.

Особое внимание хочется уделить программированию роботов. Даже небольшие и простые программы заставляют собранного робота демонстрировать заданное ему поведение, например, движение двери или работа дворников. Результат работы ученика виден уже на первых уроках курса «Робототехники», и ребята с гордостью демонстрируют друг другу возможности своего первого робота.

Надо отметить, что занятия робототехникой в начальных классах способствуют появлению у детей интереса к изучению информатики и  технических наук.  Это первый этап. Далее интерес детей можно поддерживать, используя более сложные модели конструкторов таких как LEGO® MINDSTORMS® NXT 2.  Если таких стимулов будет недостаточно стоит обратить внимание на соревнования роботов, которые можно проводить внутри школы. Ради победы в соревнованиях может возникнуть стимул изучить и более сложные темы – такие как логика, или более сложный язык программирования робота.

Конечно же, курс «Робототехники», изучаемый в начальной школе не приведет к тому, что все дети захотят стать программистами и робот строителями, инженерами и исследователями. В целом занятия рассчитаны на общенаучную подготовку учащихся, способствуют развитию мышления, логики, математических и алгоритмических способностей,  формируют навык ведения исследовательской и творческой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *